Главные контрабандисты страны, как и раньше — первые лица государства.
В ответ на критику в последней статье государственной политики в сфере таможни Юрий Бутусов мне предложил изложить свою версию происходящего.Вопрос: что делали войска Германии на границе СССР, если Вторая Мировая война началась в 1939 году, а Великая Отечественная — в 1941-м?
Ответ: украинскую таможню «проходили»…
(Народный анекдот в тему)
Подчеркну, что я действительно являюсь постоянно действующим экспертом (практиком, а не теоретиком) во взаимоотношениях предприниматель-таможня уже более 30 лет. Храню и публикации на таможенные темы десятилетие. Например, сохранил статью Ю.Бутусова «Верещагин, уходи с баркаса», написанную почти 10 лет назад.
Мой вывод однозначен: за все эти годы нормально, честно, спокойно бизнесу можно было работать в двух периодах новейшей истории Украины. Сразу после образования украинской таможни во второй половине 90-х (до появления геолога Азарова в управлении фискальной службой) и во времена работы грузинской команды несколько лет назад в Одессе. Только в эти периоды честный бизнес мог спокойно возить грузы, уверенно проводить таможенную очистку за 2-3-4 часа, планировать свой бизнес, прогнозировать свои доходы и расходы, вести прозрачный бухгалтерский учет. И что исключительно важно — честно информировать иностранных поставщиков, заказчиков перевозки, инвесторов о возможных задержках в оформлении, нестыковках в документах и прочем.
Естественно, в эти «белые периоды» тоже была возможность заниматься махинациями с грузом и документами для того, чтобы получить экономию на таможенных платежах. Но в этом случае инициатором «чернухи» чаще всего был сам предприниматель, а исполнителем схемы — уже государственный таможенник или его начальник(и). Все другие времена (а сейчас особенно) принцип работы был принципиально, кардинально другим. Инициируют схемы «серого импорта» или «черные схемы» (контрабанду), что в «темные времена», что сейчас исключительно таможенные начальники самого разного уровня.
Хорошо, если бы эти таможенные чиновники замыкались только на схемах типа «Калетника» или «Альперина», то есть банальной подмене наименований товаров или объявлении пустых грузовых мест вместо реально груженых. Они же организовывали и воплощали мимо бюджета целые потоки, реки товаров, переводящих наибольшие таможенные платежи в «черный нал». В этих случаях только государство теряло доходы с его и так вечно пустым бюджетом. Подобные схемы воплощались (и воплощаются) по ночам с отдельно отобранными, со специально оплачиваемыми инспекторами таможни. К утру на таможенных постах после ночного вывоза контрабанды остаются только воспоминания, даже полы подметены, а компьютеры — подчищены… Бывает, что после ночной работы утренней смене таможни приходится «зачищать» следы ночных преступлений. Но это сложно, т.к. стоящий рядом «белый бизнес» может устроить скандал, а огласка не нужна. В общем, реальный бизнес, работающий рядом, но уже по «белым схемам», не очень страдает от таможенного произвола, может планировать свою деятельность и спокойно работать.
К такому положению дел привыкали все участники и «соседи», так как криминальные схемы были полностью разведены во времени суток, по исполнителям, по видам товаров и не соприкасались на таможне. Более того, к «белым» импортерам, чтобы не «путались под ногами» и не портили таможенную статистику, применяли все меры тарифного и нетарифного воздействия так, что работа «в белую» быстро прекращалась. Ткань, запчасти, авто-колеса и т. д. принудительно таможенным начальством загонялись в контрабанду — и без вариантов. Иногда по этим схемам начинали работать целыми региональными таможнями.
Намного хуже было в ситуациях, когда скрывая свои воровские схемы, цинично имитируя наверх «борьбу с контрабандой», таможенные бонзы начинали «щемить» действительно честный, «белый» бизнес. Периодически. Этим увлекались и Азаров с Калетником, и нынешний премьер В. Гройсман с его «черными сотнями», привлечением полиции в пункты пропуска и нынешней фальшивой борьбой за наполнение бюджета при помощи незаконного встраивания в процесс так называемых «таблиц стоимости». И здесь не особенно важно, знает ли высшее руководство страны про то, кто и как сопровождает контрабандные потоки, и кто имеет от них «черный нал». Здесь важно то, что зарабатывают на этой имитации исключительно средние и высшие руководители таможенной и фискальной службы. Которые непосредственно и контролируют контрабанду.
Для иллюстрации приведу пример из реальной жизни:
Несколько лет назад, когда я еще был в реальном бизнесе, в мой офис пришел клиент. Ему надо было перевезти куда-то под Тернополь из порта десяток контейнеров на только что созданную украинскую обувную фабрику. В каком-то селе общиной решили создать обувной бизнес. Купили оборудование, поехали за подметками в Турцию. Я уже не помню, купили там или дали им в кредит турки, но привез этот клиент-крестьянин сразу контейнеров десять на почти 100 тыс. долл. подметок. Необычное было в крестьянине то, что он в моем офисе реально плакал. С украинской таможней он столкнулся первый раз в жизни, и до него начало доходить, чем вся эта операция закончится в итоге… Пришел он ко мне попросить помочь уменьшить штрафы за простой тех его 10 контейнеров, что стояли в порту уже более месяца. Месяц до того, при оформлении, таможня привычно подняла цену на его «товар», то есть оценила никому кроме него не нужные подметки на 15 или 20% выше контрактной. То есть точно так, как таможня умеет и привычно делает. Крестьянин же быстро не понял, чем это грозит в итоге, начал таможне объяснять что-то про контракты, про валютную оплату, про инвойсы турецкие и что не может менять документы в порту, так как ничего об этом не знает… Потерял месяц на разговоры с таможней и получил счета в порту за хранение и использование морских контейнеров на десяток тысяч долларов с прогрессом каждый день дополнительно по паре набегающих ежедневно тысяч. И тут до него начало доходить, что подметки свои он никогда из порта уже не заберет… Расходы на хранение в порту никто прощать ему не будет, а они растут, в лучшем случае, можно будет получить небольшую скидку, но… Взрослый мужчина не мог понять, как и за что его буквально «трахнула», уничтожила украинская таможня. Он понял, что оставляет в порту не только подметки, сырье для новой фабрики в селе, но и надежды на успешный бизнес, оставляет честное слово перед турками, честное слово перед своими селянами, понял он, что никогда уже не рассчитается за эти подметки и получает долг перед банком до конца жизни, если груз этот был куплен в кредит. И он плакал…Такое запоминается надолго…
И таких, как этот крестьянин, в нашей стране не сотни и тысячи, а десятки тысяч. Буквально уничтоженных таможенной системой по-настоящему «белых» предпринимателей. Которые не хотели «контрабасить» ни физически, ни ментально. Они хотели заниматься честным бизнесом для своей семьи, коллектива, села, города. Их же раздавили и давят и дальше методами Азарова-Калетника все последние десятилетия. Нынешний премьер-министр в том числе «успешно давит». Со всеми своими насировыми и проданами.
Я, к слову, также оставил свой успешный транспортный бизнес именно тогда, когда во времена позднего Азарова, конкуренция на рынке автоперевозок в Украине свелась к тому, кто больше раздаст взяток в таможне только за право возить грузы из портов. Так называемые системные платежи или покупка ярлыка на работу. Не купишь — будешь стоять месяцами в порту в ожидании.
Точно как тот крестьянин с его подметками. Куда потом пропали эти подметки, я уже не знаю. После длительного хранения невостребованный груз, который невозможно быстро продать, обычно утилизируют на свалке… Хуже, когда в утиль следом отправляется и украинский бизнесмен, «сбитый» таможней «летчик»… А сбивают их тысячами в год…
«Пошел по судам» Насиров, следом Продан засветился с недвижимостью в Турции. Началась кадровая карусель — Кривицкий, Власов, Тупальский, прочие из чуланов повыползали. Идет расстановка своих кадров по всем мало-мальски значимым таможенным должностям (с государственной зарплатой по 5-6 тыс. грн. в месяц). Едут служивые на съемные квартиры, оставляют семьи, только бы попасть снова «в систему»!. Расставить «своих» на украинской таможне означает то, что расставленный будет нести кэш с «рабочего места» только тому, кто его поставил. И никому более. Понемногу можно будет «крысить» на жизнь. А если «поставят на схему», то эта «жизнь удалась». С высшим руководством страны уже согласовывают даже расстановки начальников постов или отделов региональных таможен. Чтобы знали, служивые, кому «заносить» надо будет по «плану инкассации».
Здесь важны еще два момента для разъяснения.
- Найденные НАБУ квартиры и отели высшего налогово-таможенного начальства Украины (Насиров, Продан) — маленькая толика от тех сумм наличных, что прилетает (прилетала) к ним по «планам инкассации» из регионов. За несколько лет набираются миллиарды долларов. Именно с этим запасом и убыл из Украины Виктор Янукович. С наличными в сотни миллионов отвалили Игорь Калетник с более мелкой таможенной братией типа генералов Дериволкова, Дороховского. Последние, кстати, в генеральских погонах лично планово разъезжали по региональным таможням, собирая мешки наличных от «расставленных» подчиненных. Сколько скопилось кэша у Насировых с Проданом, сколько осело по сусекам у Власова, Кривицкого, Тупальского и прочих служивых исполнителей, надо выяснять отдельно. Кому это интересно. Схемы то остались прежние, потоки наличных надо своевременно «утилизировать» по назначению, то есть наверх, или «паковать до команды» свыше. А выше уже и некуда…
- Сбор наличных по региональным таможням в центр — важнейшая часть всей работы украинской таможни. Простым водителям такое уже не поручишь, так как суммы огромные и водителя-терпилу с такими деньгами быстро вычисляют на дороге. Возят деньги наверх генералы от таможни! Это называется «утилизацией кэша». Этими же начальниками и замещаются вакантные должности, если они освобождаются наверху. Количество уголовных дел нового назначенца, полная профнепригодность для работы на госслужбе при подобных назначениях — вообще никакой роли не играет. Примеры Власова, Кривицкого, Тупальского и других, с ворохами уголовных дел и с последними повышениями по службе в таможне — явные доказательства этого тезиса. Главное и единственное условие «работы» для подобных назначенцев «от государства» — обеспечить непрерывность поступления кэша к тем, кто их назначает! Хуже, если они вообще ничего другого не умеют (Власов, например), тогда их отодвигают, чтобы не мешали в процессе.
- полнейшем беззаконии и не имеют под собой вообще юридической основы;
- стремлении таможенной «братвы» сохранить привычные кэшевые потоки, только уже с «благословения» или под прикрытием самого премьера.
И есть еще одна проблема для украинского бизнеса в новогоднем подарке от премьера с его незаконными «таблицами стоимости». В отличие от контрабандных схем, которые «пролетают мимо» и бухгалтерского учета которых вообще нет, у «белого» бизнеса, после поднятия цены в их контрактах таможней начинает «рвать» бухучет, вырастает задолженность перед иностранными продавцами, меняется налогооблагаемая прибыль, так как товары надо будет приходовать по «новым», то есть таможенным ценам и т.д., и т.п.. И пошло-поехало… И это обязательно скажется на Госбюджете от Гройсмана, который брутально не понимает, что нынешних таможенных начальников снизу-сверху слушать вообще нельзя. Для них уже не существует бюджета премьера или страны. Для них есть только схемы и еще раз схемы, потоки черной контрабанды и ничего более. А как обосновать свои провалы в работе на государство — они уже подкованы лучше любых проверяющих…
У бизнеса и населения же сказки о борьбе высшего начальства «с контрабандой» также уже, кроме отвращения, никакой другой реакции не вызывают.
Есть единственный метод начать честно наполнять бюджет, а не карманы причастных к таможне. Это вернуться в законодательное поле. Таможенный кодекс Украины, статьи ГАТТ, другие документы Всемирной таможенной организации дают возможность бизнесу работать по «прямому методу», то есть по своим документам, которые они предоставляют таможне. Таможенные исполнители обязаны это обеспечить. Даже если премьер устно командует иначе. А любые попытки таможни корректировать по-своему усмотрению (по усмотрению каждого отдельного чиновника), постоянно отправлять предпринимателя в суд для отстаивания своих попранных таможней прав — нарушение действующего законодательства и жестокий удар по бизнесу в Украине. Именно непонимание этого приводит к постоянному наличию на таможне двух реальных потоков: «белого» и товарной контрабанды.
Только и всего надо от премьера: дать команду в таможни работать исключительно по законодательству. Одна эта мера ускорит движение товаров, поступление денег в бюджет, даст уверенность бизнесу, что в этой стране еще можно работать честно, кардинально изменит имидж нашей страны в глаза потенциальных инвесторов.
А для ограничений «черной и серой» товарной контрабанды весь мир придумал и давно внедрил другие запретительные действия. Совершенно отличающиеся от тотального повышения цен на границе всему «белому» бизнесу в стране. И очень жаль, что нынешние таможенные начальники этого премьеру не докладывают.
… Я еще долго буду помнить крестьянина, который реально плакал у меня в кабинете после того, как его фактически уничтожила украинская таможня. Повторюсь, таких как тот крестьян, многие десятки тысяч. Под постоянные вопли «о наполнении бюджета» происходит уничтожение «белого» бизнеса в Украине почти все годы ее независимости.
А премьеру не лишне еще раз надо напомнить, что он — не премьер бюджета Украины или группки таможенных начальничков, но и Премьер-министр для предпринимателей. Перед которым он также отвечает своей должностью и за соблюдение законности во взаимоотношениях государство-бизнес (полный провал), и за организацию работы подчиненных ему государственных служащих в полном соблюдении законодательства Украины. В этом у Гройсмана также полный провал.
Александр Захаров, специально для издания Аргумент